You are viewing theodor22

Previous Entry | Next Entry

немцы

drawing
С детства помню убедительную этимологическую легенду, до сих пор имеющую хождение:

Вспомним для начала, кто же такие Немцы? В смысле происхождения- То есть, в смысле происхождения слова Немец. Происходит оно от нем, немой, и обозначало на Руси изначально вообще всех иностранцев как не говорящих по-русски. 
          Вышеприведённый пример, даже без упоминания параллельной гипотезы об исконном обозначении Славянами тех, кто, в противоположность Немцам, знает слово, то есть говорит с нами на одном общем языке, красноречиво свидетельствует об особой важности языка в качестве решающего критерия разделения на "своих" и "чужих". 

Это с какого-то неославянского сайта. Правда, турок и греков немцами почему-то не называли. И вот листаю Тацита - оказывается, крупнейшее германское племя называлось неметами.

 Фасмер ("Этимологический словарь русского языка) с этим не согласен, но ведь на то он и немец.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
un_chiste
Jul. 3rd, 2006 03:20 pm (UTC)
Есть ли упоминание о неметах у кого-нибудь еще кроме Тацита?
Возможно, верны оба варианта созвучное немому название закрепилось.
theodor22
Jul. 3rd, 2006 03:33 pm (UTC)
У Плиния тож.
erbol
Jul. 3rd, 2006 03:36 pm (UTC)
Цитата из Тацита (с)

Не воровать!

=)
elenat
Jul. 3rd, 2006 04:09 pm (UTC)
Уже было
theodor22
Jul. 3rd, 2006 05:18 pm (UTC)
Линия из Плиния
Свет Светония
Сизари Цезаря

Оставь все это Андрей Андреевичу, Ербольчик.
in_si
Jul. 3rd, 2006 03:27 pm (UTC)
Ах, Тацит, чего только не писал, многие вещи "по слухам" записовал.
aptsvet
Jul. 3rd, 2006 03:38 pm (UTC)
Лат. inimici, англ. enemies, итал. nemici.
apolonskaya
Jul. 3rd, 2006 03:48 pm (UTC)
«alemán» с исп.
t_s_kot
Jul. 3rd, 2006 04:50 pm (UTC)
Алемны - южногерманское племя, известное ещё в римскую эпоху, жило на территории современной Швейцарии и на юге Германии; то есть, в испанский этноним перешёл из латыни с перенесением на всех "немцев".
Турки, кстати, своих соотечественников, живших или живущих в германоязычных странах называют alemanturklar.
apolonskaya
Jul. 3rd, 2006 05:07 pm (UTC)
спсб. я этого не знала, разумеется
mariannah
Jul. 3rd, 2006 04:07 pm (UTC)
Не очень понятно противопоставление. Если "немцы" действительно происходит от "неметы", почему простые люди, употребяя это слово, не могли вкладывать в него свой, вульгарноэтимологический, смысл? Тем более, что момент чуждости иностранной речи всегда значим в восприятии иностранцев?
theodor22
Jul. 3rd, 2006 05:19 pm (UTC)
Могли, конечно. Но за народной этимологией постепенно стерлась настоящая. А это, согласитесь, непорядок.
mariannah
Jul. 3rd, 2006 05:28 pm (UTC)
Увы, о происхождении большинства слов мы можем лишь догадыватся...
alexeigrekov
Jul. 27th, 2006 08:32 am (UTC)
Мне кажется, что происхождение слов вообще нельзя определить однозначно. Дело тут в сущности прошлого. Факты прошлого неоднозначны, и это так по сути, а не в силу нашего бессилия снова оказаться "там и тогда" и посмотреть, как же все это было. Так же и будущее непредсказуемо не потому, что недостаточны вычислительные мощности, с помощью которых мы бы определили все будущие координаты и импульсы, зная их на текущий момент, а потому, что оно - будущее. Так что, полагаю, сама постановка вопроса об "истинной" хронологии и "истинной" этимологии неправомерна.
Но это, конечно, не значит, что допустимы подлоги (в том числе - и в особенности - на почве идеологии). Здесь я согласен.
ruventrip
Jul. 3rd, 2006 04:13 pm (UTC)
немой — мюэт - muet(фр.).
arkshtypel
Jul. 3rd, 2006 04:49 pm (UTC)
А вот любопытно, неметы - это было самоназвание, или их так называли какие-то иные племена?
theodor22
Jul. 3rd, 2006 05:20 pm (UTC)
Если верить Тациту, то сами себя звали.
t_s_kot
Jul. 3rd, 2006 05:54 pm (UTC)
Века до девятого единого самоназвания вообще не было, были только племенные и субэтнические. Потом стало доминировать самоназвание "Деутиссе", но, если подробно, то "земляческие", "региональные" самоназвания доминировали до девятнадцатого века, в изолированных общинах - до сих пор (Россия - не была исключением). Скажем, словенские немцы, вне зависимости от места выхода той или иной группы, зовут себя "Швабами". У русских "немец" было общим названием этноса, немцы же, проживавшие на территории Российской империи точно знали, что они франконцы или мекленбуржци, или эльзасцы. В 1941 их как следует перемешали - все стали просто немцами.
ubeschur
Jul. 3rd, 2006 05:36 pm (UTC)
странно, почему русских на западе не зовут самоедами, если понимают якобы через Достоевского
ostap
Jul. 4th, 2006 06:44 pm (UTC)
Забавно, что немцы называются немцами во всех славянских языках.

Но это оффтоп. А топ такой: нельзя ли как-нибудь Вам позвонить? - нужна срочная консультация.
( 20 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2013
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow